
Смотреть онлайн 3 серию 10 сезона «Расследования авиакатастроф»
Описание серии «Коварный лёд»
Утренний рейс Scandinavian Airlines на борту McDonnell Douglas MD-81 вылетел из Стокгольма. На верхней поверхности крыльев скопился прозрачный лед, не обнаруженный при визуальном осмотре. Через 25 секунд после взлета лед оторвался и попал в двигатели Pratt & Whitney JT8D-217C. Это вызвало помпаж компрессоров. Пилоты немного снизили тягу, но не знали о системе автоматического восстановления тяги ATR, которая без их ведома снова увеличивала обороты. Из-за этого помпажи не прекратились. Оба двигателя отказали на 76 и 78 секундах полета на высоте 980 метров.
Самолет лишился тяги и стал планером. Капитан мгновенно опустил нос, чтобы не свалиться в штопор. Экипаж запросил возврат в Стокгольм-Арланда и начал перезапуск двигателей, но при выходе из облаков на высоте 270 метров стало ясно, что до аэропорта не дотянуть. Пилоты выбрали поле посреди леса. При посадке лайнер задел деревья, потерял часть правого крыла и ударился хвостом. Фюзеляж разрушился на три части.
25 человек получили травмы, двое серьезно пострадали, но все 129 выжили. Бортпроводники своевременно дали пассажирам указание принять защитную позу, что сыграло ключевую роль в отсутствии погибших. Расследование установило, что лед остался из-за недостаточного контроля перед взлетом, а пилоты не были обучены действиям при повторяющемся помпаже и не знали о существовании ATR, описанной в руководствах производителя, но не доведенной до экипажей SAS.






